Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 26.05.2019, 16:29

МБОУ "СОШ № 23"

Меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Правовое воспитание и развитие в условиях образовательного учреждения

     В последние годы в современной России происходят  глубокое изменение во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов.  Беспрецедентный динамизм  нашего времени, быстрая смена технологий, постоянная потребность в новых знаниях породили новую качественную проблему формирование гражданственности как качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным.                    Правовое образование, воспитание правовой культуры – необходимое условие строительства гражданского общества. Иначе демократия, которой мы еще и не вкусили, а лишь используем для того, чтобы «делать, что хочу»,  приведет к полному хаосу и разрушению. На уроках, в доверительных беседах с подростками и их родителями, на классных часах ведется кропотливая работа по формированию правого самосознания. Правовое образование - это  не столько знание статей законов и нормативных актов, сколько умение действовать в рамках правового поля, учитывая права других. Речь идет о ценностных установках человека по отношению к себе,  окружающему миру, которые оказывают непосредственное влияние на его поведение. В представлении многих правоведов о содержании правового образования делается акцент на знание подростками своих прав.

  При этом упускается из виду, что любое право проявляет,  себя в отношениях. Право закрепленное в норме бессмысленно без его реализации в общественных отношениях. В правовом сознании подростков образовался перекос законопослушание входит в противоречие с идеей личной свободы, занимающей в иерархии ценностей школьников одного из первых мест. Причем свободу они понимают, как возможность идти   куда хочешь и делать, что хочешь. В демократии, по мнению молодых людей, главное свобода личности, а интересами меньшинства можно пренебречь. При этом собственное право «делать что хочешь», они не связывают с идеей, что другой тоже может обладать такой же свободой. Наша задача изменить ценностную установку подростков «безграничную свободу» на понимание взаимозависимости свободы и самоограничения, прав и обязанностей.

    Одна из основных функций учителя истории и обществознания является формирование правовой культуры учащихся,  осознание ими высшей ценности прав и свобод человек. В своей работе я использую разные методы и формы урочной и внеурочной работы с учениками с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности. Одна из форм обучения  - лабораторные   работы, занятия с элементами творческой деятельности учеников. Что позволяет стимулировать интерес к предмету и познавательную деятельность учащихся. На уроках мы разбираем жизненные ситуации правового и нравственного характера, решаем познавательные задачи, ребята принимают участие в ролевых играх.

    Я считаю, что главное назначение таких занятий – научить школьников применять теоретические знания при анализе и оценке встречающихся в жизни правовых ситуации.   В работе необходимо обращать внимание на  дифференциацию правового обучения (ученикам предлагаются задания разных  уровней сложности). При организации дискуссий использую деятельность в парах и микрогруппах. Это способствует развитию интеллектуальных, социальных и  коммуникативных навыков.  На основе работы с тексами школьники осуществляют воспроизведение полученной информации  (пересказы, составление плана, выделение главной мысли), анализ разделение фактов  и мнении, оценка аргументов, с уравнение разных точек зрения и выработку собственной позиции.         

   Используется проектная форма работы (самостоятельной сбор информации по правовой проблеме) написание сочинении эссе, рефератов, докладов проведение исследований. Предпочтение учениками отдается ролевым,  имитационным, сюжетным играм.          Изучение прав человека в школе может осуществляться в виде отдельно проведенных тематических мероприятий на правовые темы: «Изучаем права человека»; «Права и обязанности человека от рождения и на всю жизнь» ;  «Адвокат комментирует». Эти мероприятия рассчитаны на изучение детьми в процессе бесед, правовых ансамблей, деловых игр, КВНов. Выбор темы зависит от цели мероприятия.         

    Целесообразно проводить беседы с учащимися, родителями с привлечением  специалистов (работники правоохранительных органов, наркоконтроля).    В течение нескольких лет работаю с детьми по теме « Мир права» и собираю самую необходимую информацию о праве. Учащиеся старших классов постоянно пополняют находками сборник афоризмов о праве « В мире мудрых мыслей», словарь правоведческих терминов «Шпаргалка». Благодаря подключению школы к сети  Интернет мы можем собирать материалы быстро, мобильно и в большом объеме. Формирование правовой культуры – процесс долгосрочный. Его реализацию следует  начинать с младшего школьного возраста.

    В шутливой игровой форме на доступном уровне детям преподносим серьезные истины человечества. Например, занятие «Каждый имеет право  на свое мнение» (Г Х Андерсон «Голый король»). Повторяем изученное право. Пишем свои рассказы.  Классные часы ни в коем случае  не повторяют учебные дисциплины «Обществознание» и «Право», поскольку имеют совершенно иную цель. Учебные дисциплины дают понятие о закономерностях функционирования государственно-правовых явлений. Цель же классных часов – формировать ценностные представления о роли личности во взаимоотношениях с государством и обществом, о способах  урегулирования в отношениях при помощи норм права, воспитать привычку поступать во всех случаях сообразно закону. К работе активно привлекаются и родители подростков, так как необходимо сформировать единое смысловое и понятийное пространство среди родителей и детей в вопросах права. На классных часах могут органически сочетаться и методы просвещения, и практической деятельности.

    Учебный модуль классных часов может выглядеть так: первый час – для учеников, второе занятие – для родителей, третье – совместно для родителей и подростков. Все занятия объединяет одна сквозная тема «Единство прав и обязанностей».Тренинг, практическая деятельность помогают перевести знания в опыт, в привычку. В ходе классных часов посвященных праву подростки учатся осознавать себя участниками системы общественных  отношений, подчиняться правилам поведения, установленным нормам права, исходящим от государства. Они должны понять, что  все их поступки имеют определенные правовые последствия, что права субъекта неразрывно связаны с его обязанностями, что невозможно реализовать свое право, если оно не обеспечено обязанностью других лиц.

    Совместная деятельность детей и родителей позволяет найти точки соприкосновения между ними, взглянуть друг на друга по-новому.  Один из вариантов классного часа – проведение дебатов на тему «Свобода возможна только    под властью закона». В итоге дебатов голоса участников, несомненно,  разделяться. Принимая во внимание что дебаты преследуют воспитательные цели, проводятся для формирования определенной мировоззренческой позиции подростков с помощью вспомогательных вопросов , комментариев, подводим к определенному пониманию ситуации: «Свобода мыслима только в контексте ответственности, без соблюдения этого условия она  приведет к разрушению, хаосу и конфликтам» (Н.И.Пашенко).

    Я считаю, что система правовоспитательной деятельности должна быть разнообразной, а учащиеся активными участниками учебных инсценировок, работа с документами, исследований в области права. Правовое воспитание – это не только целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешение конфликтов в обществе от одного поколение и другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

    Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением воспитание не может происходить без обучения, а  обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. По этой причине основой упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правое обучение. Человек, общество, государство нуждаются в гражданско – правовом образовании, оно необходимо, если мы и в самом деле хотим жить в правовом государстве. Если строить гражданское, правовое общество, то надо, прежде всег, начинать с детей. Только в детях сегодня можно заложить чувство собственного достоинства, своих прав и своей ответственности.

   Сегодня в школах уже ведется работа по формированию правового сознания, правовой культуры, гражданского становления личности. Деятельность по проблеме гражданского становления личности  приобретает особую актуальность в условиях модернизации образование, предусматривающей совершенствование общественно – государственной системы гражданского правового и патриотического воспитание детей и молодежи.       Список литературы 1.     Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы. Автореф. дисс. д. п.н.М., 1984

2.    Ивановский Н. Право как предмет общего образования // Образование. 1895. № 7-8.с.21.

3.     Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М.,2002.

4.    Петражицский Л.И.Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т.1. СПб.,1909. 5.    Скрипелев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII- началоХХв.), Государство и право.2000.№9.С.81-89.

Категория: Мои статьи | Добавил: nina (10.04.2010)
Просмотров: 1317 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
  • сайт Правительства России
  • сайт Государственной Думы
  • сайт Совета Федерации
  • сайт Министерства образования и науки РФ
  • сайт Министерства образования , науки и молодёжной политики Забайкальского края
  • Сайт комитета образования города Читы
  • Официальный сайт МБОУ "СОШ № 23"
  • ЗабКИПКРО
  • сайт ГНМЦ
  • сайт ФИПИ
  • сайт “Е-услуги.Образование»
  • сайт Резольвента
  • сайт СтатГрада
  • сайт КПМО
  • портал МРСО.РФ
  • сайт Методкабинет РФ
  • сайт Моё образование
  • сайт Дневник.РУ
  • сайт КЦОКО Забайкальский край
  • сайт городского портала
  • сайт инвестиционных и туристических ресурсов Читы
  • сайт Заб.краевой универсальной научной библиотеки им.А.С.Пушкина
  • сайт Администрации городского округа «Город Чита»
  • сайт Консультант плюс – надёжная правовая поддержка
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • В помощь директору
  • портал Менеджер образования
  • портал Госзакупок
  • Официальный сайт РФ для размещения информации об учреждениях
  • Региональный портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края
  • В помощь учителю
  • Ресурсы на федеральном портале "Российское образование"
  • Российский общеобразовательный портал
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Pedsovet.su
  • сайт Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
  • Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
  • Pedsovet.org
  • Портал готовых презентаций
  • Погода в Чите
    Гороскоп

    Copyright MyCorp © 2019