Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 06:49

МБОУ "СОШ № 23"

Меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка в условиях образовательного учреждения"

  Где есть поветрие   на чтень

  В чести там грамота, перо, 

  Где грамота-там просвещенье                                                                                                                                              

   Где просвещенье - там добро.

   П.А.Вяземский

    Одной из задач современного общества является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка и предполагающий становление  его отношений к труду,  своим обязанностям и самому себе, к коллективу, обществу, к Родине; процесс становления в каждом ребёнке Человека. Вопрос нравственного воспитания в наше время настолько актуален, что это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ (С.4.) указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитания гражданственности и любви к Родине…». Непростая задача педагога – воспитание у детей уважение к старшим, к родителям, стремление к справедливости, сочувствие слабым, любовь к родной природе, способность чувствовать её красоту, желание сохранять, беречь и приумножать её богатства. Школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, товарищества, коллективизма. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. «Школа обязана вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам морали…». (Закон РФ об образовании. С. 5.) Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили в стимулы личности каждого ребёнка, такие как, долг, честь, совесть, достоинство.           Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Рассматривая систему нравственного воспитания, следует различать несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не только отдельные воспитательные моменты. Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность и идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу и др. На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции ответственности за общее  дело. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых  у учеников была бы возможность общения между собой, это и групповая работа и работа в парах. В каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. От класса к классу увеличивается объем знаний, углубляется  осознание проверенных понятий и представлений. Уже в 1 классе вводятся такие понятия, как доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело. В жизни часто бывают ситуации, когда ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка, но условия для этого можно создать и специально в игре, в учении, творческих занятиях. В воспитательном отношении все предметы одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить  в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий ловок, отлично владеет своим телом, движениями, четвёртый особенно восприимчив к прекрасному,  пятый наблюдателен. Часто дети своим неуправляемым поведением, как бы отражают нашу действительность. И ни уговоры, ни бесконечные беседы, ни разгневанный тон взрослых не в состоянии подчас успокоить души таких детей, направить их мысли на путь познания и добра. Мы взрослые, бьёмся иной раз «как об стенку лбом» о детское не восприятие наших слов и чувств. Мы говорим с ними будто на разных языках, и наши титанические усилия не дают желаемых результатов, и всё же учителя вновь и вновь будут  искать пути к детским сердцам и душам, ставя перед собой глобальную проблему – нравственного воспитания. Участившиеся случаи ничем неоправданной  жестокости среди детей и подростков лишний раз убеждают в необходимости формирования доброго, отзывчивого, милосердного человека. Резко возросла значимость темы человечности в школе, особенно в начальных классах, когда эффект воспитательного воздействия на личность чрезвычайно весом.  Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в истинность всего, чему учат, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.   Очень важно с ранних лет подготавливать подрастающее поколение к жизни, труду, учителя должны учить ребят быть скромными, честными, чуткими и заботливыми по отношению к людям, учить любить Родину. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека. На воспитание такой личности и направлена деятельность школы, которая решает следующие задачи нравственного воспитания: v   воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений; v   воспитание подрастающего поколения в духе любви и уважения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям; v   воспитание навыков и привычек нравственного поведения; v   воспитание моральных качеств. Конечная цель и задача нравственного воспитания выработать у каждого человека активную жизненную позицию. Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности. Учитель начальных классов повседневно учит детей различать хорошие и плохие поступки людей, этому посвящено содержание многих уроков чтения, беседы с  учащимися, разбор событий из жизни класса. Так у детей постепенно формируется представление о нравственности. Дети на уроках читают и обсуждают тексты, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, дружбе, гуманности, сострадании. Безнравственности и духовной деградации человека  должна противостоять высокохудожественная, высоконравственная, духовнооблагораживающая человека, детская литература. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи,  в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности сострадании  и патриотизме. «Я понял, какой великий праздник хорошая, правильная книга». Так устами своего героя Алёши Пешкова сказал А.М. Горький.  Хорошая книга не только радость и наслаждение, она наш мудрый и добрый друг, советчик и воспитатель. Как говорили в прошлом веке, поэзия, подразумевая при этом всю художественную литературу развивает в людях «чувство изящного». « Это чувство есть условие человеческого достоинства, только при нём возможен ум, только с ним учёный возвышается до мировых идей, понимает природу и явления в их общности; только с ним гражданин может принести в жертву Отечеству и свои личные надежды, и свои частные выгоды; только с ним человек может сделать из жизни подвиг и не сгибаться под его тяжестью. Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума- остаётся один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчётов эгоизма. …Где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны, они не борются со злом, а избегают его, избегают его не по ненависти ко злу, а из расчёта. Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности». Этот страстный монолог принадлежит В.Г.Белинскому. Высказанные более, чем полтора века назад, мысли эти нисколько не устарели. Искусство показывает смысл жизненных явлений для человека, раскрывает их общественную ценность, изображая одни, как прекрасные, другие, как безобразные, таким образом, формируя эстетическое отношение к действительности и эмоциональный опыт человека. Все искусства нужны и прекрасны. Но литература занимает среди них особое место. Это самое универсальное, самое философское искусство. Литература – искусство слова. Слову же доступно всё, что доступно мысли и чувству, поэтому приобщение детей к книге имеет особую важность. Начинается оно в семье, продолжается в детском саду и в школе. Младший школьный возраст имеет больше возможности для систематического последовательного духовно-нравственного  воспитания детей. Организуя учение, труд, игру детей, мы учителя получает возможность влиять на  их развитие, давать им эмоциональную направленность. Нужно учитывать, что нравственное формирование человека начинается с рождения и будущий первоклассник – не чистый лист, а хотя и маленький, но человек со своими убеждениями, уже имеющий свой нрав, то есть свой взгляд на жизнь, справедливость, отношение к хорошему и плохому, он несёт в себе то, что было заложено в семье. Сообщение нравственных знаний  в школе происходит  в процессе обучения на уроках чтения и развития речи. Эти уроки являются началом литературного образования учащихся, которое обеспечивает чтением высокохудожественных произведений в книгах для чтения на материале доступном детям: рассказов, стихов, сказок. Они учатся понимать содержание и главную мысль произведения, поступки и мотивы поведения героев; учатся давать элементарную оценку прочитанному. В совместной деятельности на уроках чтения в беседах по текстам вырабатывается  не только чувство одобрения, но и осуждения, в детях воспитывается нетерпимость к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия. Урок место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке ученик приучается к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих одноклассников, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроке дети вместе переживают общее чувство радости от процесса познания, огорчения, от неудач, ошибок. По мере прохождения программы по классам углубляется понимание смысла, обогащаются знания. Литературные произведения дают высокие нравственные образцы поведения человека и помогают детям лучше понять себя и свои поступки, осознать свои обязанности в коллективе, содействуют обогащению опыта ребёнка, помогают формулировать его представление о добре, честности, смелости, дружбе. Ученик должен на примере научиться правильно, действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта, точно знать, что такое хорошо, что такое плохо. Современные детские книги должны органично нести в себе человеческую доброту, милосердие, уважение к людям старшего поколения, бережное отношение к природе, любовь к её красоте. Именно такие произведения сотворили для детей наши Забайкальские писатели Г.Р.Граубин, А.Г.Озорнина, Н.В.Ярославцев. Их стихи и рассказы несут в себе заряд доброты, любви хорошего настроения, не оставляя юных читателей равнодушными.  Мы узнали, что наши писатели выросли и живут в Забайкалье. Им есть о чём рассказать своим читателям: любовь к родине, её история, радость труда, природа, дети. Их работы помогли нам получить представление о добре, честности, смелости, дружбе. Круг тем очень широк. Умеют наши писатели рассказывать о жизни, о самых  сложных  в ней вещах весело, пропуская каждый факт, каждую ситуацию через призму доброго смеха. Они  заставляют ребят смеяться  и этим помогают им избавиться от собственных недостатков. Темы стихов самые разные: здесь история нашей страны, родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и забавные,  озорные стихи о детях.  Доброта – вот стержень творчества детских писателей, ибо именно доброта способна проявить и закрепить в душе человека самые высокие, искренние чувства. Самуил Яковлевич  Маршак говорил, что в книжке для малышей «Каждое слово должно быть взвешено и проверено. Ведь по этим коротеньким книжкам дети учатся мыслить и чувствовать и говорить». Использование произведений местных писателей, поэтов является одной из необходимых форм работы по формированию духовно нравственного воспитания и развития личности  школьника. Мы также не должны забывать, что нравственное сознание и соответствующее ему поведение должны воспитываться в единстве. Воспитание может осуществляться эффективно только при условии благоприятной обстановки в школе и семье, а также педагогически ценной высококультурной деятельности. Мы не сможем привить ребёнку уважение к окружающим, любовь и чувство прекрасного, если в школе у нас не будет чёткого режима и единых требований, хороших традиций, ведь всё это создаёт условия для успешного воспитания школьников.   Таким образом, программа нравственного воспитания школьников очень обширна, она охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчётливо проявляются моральные качества участников этих отношений. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысление воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.      

Категория: Мои статьи | Добавил: nina (10.04.2010)
Просмотров: 2987 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
  • сайт Правительства России
  • сайт Государственной Думы
  • сайт Совета Федерации
  • сайт Министерства образования и науки РФ
  • сайт Министерства образования , науки и молодёжной политики Забайкальского края
  • Сайт комитета образования города Читы
  • Официальный сайт МБОУ "СОШ № 23"
  • ЗабКИПКРО
  • сайт ГНМЦ
  • сайт ФИПИ
  • сайт “Е-услуги.Образование»
  • сайт Резольвента
  • сайт СтатГрада
  • сайт КПМО
  • портал МРСО.РФ
  • сайт Методкабинет РФ
  • сайт Моё образование
  • сайт Дневник.РУ
  • сайт КЦОКО Забайкальский край
  • сайт городского портала
  • сайт инвестиционных и туристических ресурсов Читы
  • сайт Заб.краевой универсальной научной библиотеки им.А.С.Пушкина
  • сайт Администрации городского округа «Город Чита»
  • сайт Консультант плюс – надёжная правовая поддержка
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • В помощь директору
  • портал Менеджер образования
  • портал Госзакупок
  • Официальный сайт РФ для размещения информации об учреждениях
  • Региональный портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края
  • В помощь учителю
  • Ресурсы на федеральном портале "Российское образование"
  • Российский общеобразовательный портал
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Pedsovet.su
  • сайт Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
  • Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
  • Pedsovet.org
  • Портал готовых презентаций
  • Погода в Чите
    Гороскоп

    Copyright MyCorp © 2024