"Об учительской династии ПЕРЕБОЕВЫХ – ПРОСКУРИНЫХ
МОУ «СОШ №23 »
(Из воспоминаний.....)
Я, Проскурина Алевтина Федоровна, родилась 2 мая 1937 года в городе Чите в семье служащих. Мама – Колпакова Валентина Михайловна, уроженка Читы и отец Проскурин Федор Исаевич – уроженец Самарской губернии. Когда мне исполнилось 2,5 года мама с отцом развелись и она меня воспитывала одна.
Мама – учитель, она начала педагогическую деятельность в 1931 году учителем начальных классов, в школе №7 Черновских копей и я всю жизнь видела маму за проверкой тетрадей, за составлением поурочных планов и с самого раннего детства мечтала только об учительской работе, в раннем детстве всегда играла в «школу», где я всегда была учительницей.
Росла я в очень трудные военные годы. Нас у мамы было двое – я и моя бабушка, то есть мамина мать. В городе было очень трудно жить. Поэтому моя мама пошла в читинское ОблОНО и выразила желание поехать работать в деревню, так как думала, что в селе легче прокормить нас с бабушкой. И в это время в кабинет заведующей ОблОНО оказался заведующий ОНО Улетовского района Разумов Николай Васильевич, который предложил ей поехать в Улетовский район. Так мы в 1942 году переехали из Читы в деревню Гарекацан, где мама работала учителем начальных классов, но не очень долго. Вскоре ей предлагают возглавить детский дом в селе Маланга.
Здесь уже я помню, как ей было трудно. Вечером вставляла стекла в деревенских домах, в которых позже жили сироты, а утром приходишь, и стекол в рамах нет – их за ночь украли. И все начинается сначала. Я помню хорошо ее слезы, ее переживания. Работников было вначале двое: мама – директор детского дома и деревенская женщина – повар. Однажды я прихожу с улицы домой, а у нас с русской печи свешиваются шесть детских голов – это первые воспитанника, которых привезли, в детский дом и мне мама объяснила, что это твои братишки и сестренки. Всего воспитанников было 78 человек и вскоре они все стали называть мою маму – мамой.
Какие это были трудные годы. Помню, как мы дежурили по «крошкам», что это такое – а вот когда режут хлеб, остаются хлебные крошки, так вот мы по очереди эти крошки собирали и съедали. Какие мы были счастливые в это время. А еще хлеб нам давали по норме, каждую порцию взвешивали и иногда приходилось класть небольшой довесок, который мы называли добавкой. Так, когда нам раздавали хлеб, мы все просили кусочек с добавкой. Потом приходилось кухонным работникам от каждого кусочка отрезать чуть-чуть и класть в «добавок» сверху кусочка хлеба. А для нас это было счастьем, что нам больше хлеба досталось.
Я, как и все беспризорники была все время вместе с детьми в группах, так как маме было некогда меня воспитывать, ей надо было привезти, из Улет продукты, «выбить» какое-то оборудование, посуду и т.д. Чай мы пили в консервных банках, пищу ели в алюминиевых чашках. Ну, о чем можно было говорить, когда во всю шла война. Помню такой случай. Когда привезли на подвозе троих детей, а за подвозом брела корова, так как вот эту корову, которая помогала кормить детей (им давали чай с молоком), вскоре в лесу задрали волки. Как переживали все работники детского дома! Особенно моя мама, которая боялась, как отнесется к этому отец этих детей, который в 1944 году вернулся к своим детям без ноги, но он отнесся к этому с пониманием, благодарил работников детского дома, что они спасли от гибели его детей, так как у них в это время, пока он был на фронте, умерла жена и мать двоих детей.
В 1944 году 1 сентября я вместе с детдомовскими детьми пошла в школу. Школа находилась в полутора километрах от детского дома. Занимались мы в какой-то деревенской хате и уже в конце учебного года, когда я заканчивала 1 класс, окончилась война. Нас отпустили домой с занятий. Мы бежали домой с возгласами: «Война кончилась!». Деревенские женщины, уже нарядные, пели и плясали на улице. Какая это была радость! А вечером на ужин дали несколько конфет и по маленькой булочке, тут радости не было предела.
В 1946 году из-за моей болезни маме пришлось переехать ближе к городу в Черновские, где ей предложили заведовать начальной школой № 27. В 1948 году мы переехали на Рудник Кадалу, где мама вновь стала завучем 23 школы, а позже и ее директором. Из сорока лет педагогического стажа двадцать два – административной работы.
И вот с 1948 года мы живем на Руднике Кадала, где я в 1955 году окончила среднюю школу. Вначале у нас была семилетняя школа, а в восьмой класс мы ходили пешком в 6 школу, которая была на Черновских – это километрах в 5-6 от Рудника (женская школа), а мальчики в 7 школу там же. Зимой нам выделили грузовую машину, на которой нас возили в школу. До сих пор не пойму как не случилось несчастья – машина была некрытой, а что мы там делали! Правда, нам пришлось ездить только один год. А вот, более старшие, ходили пешком 2-3 года.
Какова же была радость, когда на территории нашей 23 школы за лето построили деревянное здание с двумя классными комнатами и открыли сразу 8 и 9 классы. Так что в 9 класс я пошла вновь в 23 школу. Так как наша школа была реорганизована в среднюю, к нам приехали новые учителя с запада, которые, внесли свежую струю в нашу школу. Мы их очень любили. Для меня эталоном стала учитель химии Бондарева Клавдия Григорьевна, которая привила любовь к своему предмету. Я была членом химического кружка. В 1954 году у нас на Руднике произошел уникальный случай – открыли новую двухэтажную школу на 440 мест. К началу учебного года строители немного опоздали, и вот 20 сентября 1954 года был праздник для всего нашего шахтерского поселка – мы вошли в новое здание.
Я была десятиклассницей. У нас был прекрасно оборудованный химический кабинет, с которым я связала свою деятельность на всю жизнь. Правда в 1955 году, когда я закончила школу, в Читинском педагогическом институте не было химического факультета, поэтому я поступала на факультет иностранных языков. Ехать куда-то я боялась. Но меня постигла неудача, я не прошла по конкурсу, который был очень большим – семь человек на место. И в это время стали обращать большое внимание на рабочий стаж. Я сразу же после этого пошла работать лаборантом в кабинет химии нашей школы. Так мне эта работа нравилась, что проработав два года, я поступать в институт не стала. Теперь уже ни о каком инязе я и не мечтала. Теперь я мечтала только о химии.
Я начала работать третий год и вот 12 января 1958 года мы получили телеграмму от родственников из Костромы, что у них открываются курсы по подготовке к приемным экзаменам и там есть естественный факультет, на котором готовят учителей химии и биологии. Я за два дня уволилась с работы, снялась с комсомольского учета, выписалась и 14 января я уже выехала в Кострому (так как курсы начинались 20 января). Я, конечно, не мыслила жизни без мамы. Думала, пройду там курсы, а поступать приеду в Читу. Но когда пришла пора подавать документы для поступления на курсы, у меня потребовали такую прописку, что приемные экзамены буду сдавать в Костромском пединституте. Вот так я и осталась в Костроме, успешно сдала вступительные экзамены (при конкурсе пять человек на место), была зачислена на естественный факультет Костромского педагогического института им. Некрасова.
Студенческие годы были очень хорошими, веселыми. В студенческие годы все время занималась общественной работой, была членом студенческого совета, профоргом группы, занималась в химическом кружке, была комсоргом группы. Особенно запомнились полевая и школьная практика. Мне посчастливилось – все виды практик я проходила в одной школе, поэтому ее коллектив стал для меня родным. Когда на 4 курсе у нас был заключительный педсовет, мы расставались с коллективом учителей со слезами на глазах.
В 1963 году я закончила институт и по решению министерства, куда мама обратилась с просьбой направить меня в распоряжение Читинского ОблОНО, я и была направлена в Читу. И вот вновь я попадаю с вою родную школу № 23 г. Читы. За всю свою долгую трудовую деятельность (а это 2,5 года до института и 46 лет после него) я проработала в одной школе, которая стала неотъемлемой частью моей жизни.
Работая в школе, я опять вела большую общественную работу: была комсоргом педагогического коллектива, в 1967 году вступила в ряды коммунистической партии, 8 лет работала секретарем парторганизации школы, несколько лет возглавляла профсоюзную организацию школы. Многие годы была классным руководителем, а точнее сделала шесть выпусков. С ребятами также вела большую работу. Мои ученики занимали первые места в различных мероприятиях. Часто ходили в походы, ездили на экскурсии, 5 раз в Москву, 2 раза в Ленинград, 1 раз в Новосибирск, и 1 раз в Петровский Завод.
Сейчас, часто встречаясь со своими бывшими учениками, вспоминаем все наши похождения. 5 лет я работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы №23.
Множество раз за годы работы была поощрена:
1. Знаком «Победитель в социалистическом соревновании 1975 года»;
2. Была общественным методистом, 1975-1976 годы;
3. Было присвоено звание «Учитель-методист 1991 года»;
4. «Старший учитель» (1986 год);
5. «Отличник народного просвещения» (1994 год);
За годы своей деятельности имела множество поощрений. Сейчас я нахожусь на заслуженном отдыхе, но школу не забываю. Почти ежедневно захожу к своим родным учителям, поговорю, окунусь в школьную атмосферу и мне становиться легче. Коллеги постоянно, нас ветеранов приглашают на праздники, интересуются нашим здоровьем, так, что забытыми мы себя не чувствуем. По мере возможности я даже помогаю, где советом, а когда и добрым делом.
В коллективе меня называют «Легендой школы № 23», а это действительно так, ведь проработав в школе полвека, обо всем и обо всех знаешь и о многом можно рассказать подрастающему поколению и молодым учителям.
В Год Учителя желаю всем педагогическим работникам, творческих успехов и претворения в жизнь президентской инициативы «Наша новая школа».
|