Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 07:51

МБОУ "СОШ № 23"

Меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ ПОИСКА ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ."

«Думать легко,

действовать трудно,

 а превратить мысль в действие –

самая трудная вещь на свете»

Гёте             

     Мы живём в мире, в котором количество информации удваивается почти за 1-1,5 года. Этому способствует проникновение компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование .(3,173)          Образование должно быть ориентировано на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объёмов информации и скорости её потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации.

      Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями. Соответственно школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. Для этого необходимо формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса.        

      Информационная культура личности – это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникативных технологий.( 6 )         

     Информационная грамотность – это знание о том, когда и почему вы нуждаетесь в информации, где её найти, как оценить и использовать, и как её передавать.         

     Информационная культура – не должна быть оторвана от жизни и потребностей школьников в образовании по всем предметам, она должна быть компетенцией надпредметного характера, необходимой не  только для успешного образования в школе, но и содействующей непрерывному образованию. Происходит смена концепции образования «Обучение на всю жизнь «на» обучение в течении всей жизни».          «Информационная магистраль сместит «фокус» в образовании с аудитории на личность. Целью образования станет не диплом, а наслаждение непрерывной учёбой – на протяжении всей жизни».(1,2)

         Информатизация образования – процесс обеспечения теорией и практикой разработки новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Внедрение ИКТ в школу – одно из приоритетных направлений развития российского образования на 2005-2010гг.( 5 )          На смену традиционному содержанию и технологии обучения должно прийти новое содержание и технология.

        Суть модернизации обучения в создании в школе единой информационной обучающей среды, базирующейся на современных технологиях.  С её помощью реализуется процесс внедрения информационных образовательных технологий, новых принципов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивается эффективная реализация «новых моделей непрерывного и дистанционного образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной  траектории для дальнейшего самосовершенствования личности.

        Одно из важнейших условий информатизации – вовлечение всех участников образовательного процесса: учителей, администрации, детей и их родителей.          С информатизацией школы одновременно меняется роль учителя. Если прежде он воспринимался в качестве единственного источника знаний, то теперь он становится консультантом, помогающим учащимся ориентироваться в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор и решать проблемы.         

       Современный учитель как один из участников образовательного процесса не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий.          С одной стороны, с каждым днём появляются всё новые средства, использование которых способствую повышению эффективности обучения школьников. С другой стороны информатизация объективно заставляет учителей пересматривать содержание обучения по предметам, оперативно расширяя его за счёт информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий.(2,183)          Сегодня практически каждый учитель понимает, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование средств и ресурсов Интернет, внедрения ИКТ в образовательный процесс.        

      Учитель должен сам решить в каком качестве, в каком объёме и для каких целей могут быть использованы информационные технологии. Информатизация школы стала стимулом появления инновационных процессов в УВП. Таких как: использование ИКТ в преподавании ряда предметов, апробация электронных учебников, электронных образовательных ресурсов, мониторинговых исследований.  

       Информатизация – один из приоритетных направлений развития школы. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. (8) Успешное внедрение информационных технологий в образовательный процесс  может быть достигнуто только учителем, верящим в новые технологии, умеющим помочь учащимся ориентироваться в информации, быть достаточно уверенным в себе. Квалификация учителя является одним их самых важных факторов, определяющих уровень успеваемости и успешности учащихся.         

      Введение ИКТ в образовательный процесс означает, что учителя должны владеть базовым уровнем компьютерной грамотности, уметь использовать компьютеры и программное  обеспечение для стимулирования процесса обучения, овладеть навыками организации совместного обучения, творчества, исследования и большего взаимодействия учащихся. Они могут столкнуться с ситуацией, когда учащиеся уже хорошо могут пользоваться компьютером, и ощутить, что их авторитету угрожает «единый с учащимися» сценарий обучения. Реальный процесс информатизации общества предъявляет новые требования к профессиональным качествам учителя в области использования ИКТ.

     Задачи, стоящие перед современной школой:

1.Корректировка со держания образования с учётом информатизации общества.
2.Совершенствование методов, средств обучения и способов организации практической и познавательной деятельности учащихся на основе использования ИКТ;
3.Информатизация управления образовательным процессом.

        Решениеи этих задач возможно там , где учащийся мог бы проектировать и конструировать материальные и виртуальные модели предметных областей, и приобретать во взаимодействии с ними непосредственный учебный опыт.            

       Организация учебного процесса в условиях школьной информационно-образовательной  среды содержит как традиционные, так и специфические задачи:   - создание информационного наполнения по предметным областям с использованием, в том числе, ресурсов глобальных сетей;   - организация учебной деятельности учащихся на основе взаимодействия с распределёнными образовательными ресурсами учебного назначения (в том числе с возможностью контроля и самоконтроля);   - обеспечение информационного взаимодействия с участниками сетевых педагогических сообществ;   - обеспечение информационного взаимодействия участников образовательного процесса на основе ранжированного доступа к образовательным ресурсам.(8) Как и любая школа, мы ориентируемся на внедрение новых информационных технологий и творческое развитие учащихся. Для нас становится актуальным сейчас не столько освоение какого-либо объёма знаний, а добывание знаний, умений найти нужную информацию, используя новые ИКТ.

       В течении нескольких лет учителя школы прошли подготовку в Интернет-Центре – 80 %, некоторые  дважды. Проводились теоретические семинары, практические занятия по использованию электронных образовательных ресурсов, ресурсов сети Интернет в образовательном процессе. Многие учителя имеют персональные компьютеры, в школе работает Интернет, имеется кабинет информатики, но только 10% учителей и администрация используют в своей работе  информационно-коммуникационные технологии.

       Проблемы внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс заключается не только в аппаратном и программном обеспечении этого процесса, но и в организации деятельности учителя и учащегося. Одна из проблем неготовность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Возможно, введение критерия использования учителем информационных технологий в образовательном процессе, при распределении стимулирующей части новой  формы оплаты труда, заставит задуматься учителей.

      Информационно-техническая база школы недостаточна для полномасштабного внедрения ИКТ, требуется модернизация и пополнение оборудования, но это не самое главное, необходимо изменить подход учителей к процессу внедрения информационно-коммуникационных технологий. Кабинет информатики выполняет функцию мультимедийного кабинета, что не  всегда удобно для организации УВП с использованием ИКТ.

      Направления информатизации образовательного процесса: Учебное: использование компьютера для изучения различных предметов, предмет ИТ и элективные курсы по информатике. Педагогическое: использование компьютеров и средств ИТ в образовательном процессе для большей наглядности при изложении  учебного материала, для тренажа и контроля знаний.

      Учителя нашей школы используют разные формы ИКТ в образовательном процессе.

 1. Одна из активных форм обучения - это использование презентаций, выполненных в среде  Power Point, с целью донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедиа способствуют повышению познавательной активности, отвечают практическим потребностям учителя и ученика, обладают универсальностью в использовании, опираются на базовую учебную программу, взаимосвязаны с другими дидактическими материалами, содержат научную информацию. Уникальность мультимедийной презентации заключается в том, что она может использоваться на всех типах уроков, а также во внеурочной деятельности. Они повышают интерес к уроку. Ученики сами с большим желанием создают их. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнить, учитель должен быть готовым всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создавать познавательный стимул.(6)            
2.  Другая форма – это моделирование процессов для проведение практических и лабораторных работ в виртуальных лабораториях на уроках естественно-научного цикла.( 4,177).            
3.   Использование электронных образовательных ресурсов на уроках для изучения нового материала, осуществления контроля знаний учащихся, отработки ЗУНов, самостоятельной работы по закреплению знаний. Используются ЭОР с сайта ФЦИОР – модули информационные, практические и модули контроля.( 7)          
4.  Использование электронных учебников.            
5. Создание учебно-методических материалов для уроков, с использованием  ПК,  сканера, web-камеры, Интернет.            
6. Пресс-центр ( выпуск газет, бюллетеней и др.).            
7. Использование ИКТ для ведения мониторинга, участия в конкурсах и проектах..            
8. Использование ИКТ социальным педагогом, секретарем, администрацией.

            Практика использования  ИКТ учителями позволяет сделать следующий вывод: использование на уроках ИКТ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:  - Современность и актуальность учебного материала. - Наличие дополнительного и сопутствующего  материала. - Эстетичность и наглядность. - Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы. - Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний. - Обучение через игровую или практическую деятельность. - Повышение интереса учащихся к учёбе. - Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда. В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.

           Критерий полезности ИКТ можно сформулировать так: та или иная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, которые без неё невозможны.                     Исходя из приоритета образования XXI века – дальнейшая информатизация системы образования, необходимо создание условий для наращивания информационно-технологической базы школы, повышение информационной компетенции учителей, развитие современных методов обучения на базе ИТ.

           Гарантированное качество образования через творческое саморазвитие и творческую самореализацию, способствующие становлению человека как конкурентной личности. Развитие конкурентных преимуществ школы через различного рода инновации, через повышение качества работы каждого учителя.  Задачи  школы:

- повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий;
- создание  единого информационного пространства школы;. - использование ИКТ для непрерывного профессионального образования и профессиональной самореализации педагогов;
- обеспечение условий формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса;    
- создание программы информатизации школы.

Литература.

1. Билл Гейтс Б., Дорога в будущее. М.: Русская редакция, 1996 –

2. Дашниц Н.Л., Организация школьной информационной образовательной среды, М.: Школьные технологии. 1′ 2007 – 183.

3.Максимовская М.А. ,Мультимедиапроекты в школьном информационном пространстве. М.: Школьные технологии , 1′ 2007 – 173.  

4.Паршукова Н.Б., Использование виртуальной лаборатории на уроках. М:. Школьные технологии, 1′ 2007 – 177.

5. Приоритетные направления  развития российского образования  на 2005-2010гг.  

6. Федеральный портал «Информационно – коммуникативные технологии в образовании», http:// www.ict.edu.ru

7. Федеральный портал «ФЦИОР»,  http:// www.fcior..edu.ru 8 . Федеральный портал «Российское образование»,   http:// www..edu.ru

____________________________________________________________________________________________

Категория: Мои статьи | Добавил: nina (11.04.2010)
Просмотров: 2041 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
  • сайт Правительства России
  • сайт Государственной Думы
  • сайт Совета Федерации
  • сайт Министерства образования и науки РФ
  • сайт Министерства образования , науки и молодёжной политики Забайкальского края
  • Сайт комитета образования города Читы
  • Официальный сайт МБОУ "СОШ № 23"
  • ЗабКИПКРО
  • сайт ГНМЦ
  • сайт ФИПИ
  • сайт “Е-услуги.Образование»
  • сайт Резольвента
  • сайт СтатГрада
  • сайт КПМО
  • портал МРСО.РФ
  • сайт Методкабинет РФ
  • сайт Моё образование
  • сайт Дневник.РУ
  • сайт КЦОКО Забайкальский край
  • сайт городского портала
  • сайт инвестиционных и туристических ресурсов Читы
  • сайт Заб.краевой универсальной научной библиотеки им.А.С.Пушкина
  • сайт Администрации городского округа «Город Чита»
  • сайт Консультант плюс – надёжная правовая поддержка
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • В помощь директору
  • портал Менеджер образования
  • портал Госзакупок
  • Официальный сайт РФ для размещения информации об учреждениях
  • Региональный портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края
  • В помощь учителю
  • Ресурсы на федеральном портале "Российское образование"
  • Российский общеобразовательный портал
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Pedsovet.su
  • сайт Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
  • Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
  • Pedsovet.org
  • Портал готовых презентаций
  • Погода в Чите
    Гороскоп

    Copyright MyCorp © 2024