Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 02:43

МБОУ "СОШ № 23"

Меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Духовно-нравственное воспитание и развитие личности ребенка в условиях образовательного учреждения"

     Воспитательная система - целостноe  упорядочение целей и задач принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной деятельности, а также взаимодействия социальных общностей ( педагогический коллектив, ученические классы, родительские общественности).  

   Духовно – нравственное воспитание - объединение разнообразия воспитательной работы и воспитательной деятельности в условно- органическую целостность, принятую всеми и облегчающими взаимоотношения субъектов образовательного и дополнительного совместного гуманистического сотрудничества (1,стр. 17)      Основная задача классного руководителя- скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности их в многообразные виды деятельности  и взаимоотношений. Педагог- воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции (4) - организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам); - воспитательную (формирование личности и коллектива); - коммуникативную (организация общения); - координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса); -экологическую (защита ребенка от неблагоприятных воздействий); - административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).     В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

1.Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических , медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности ).

2.Постановка воспитательных задач («перспектив») общих для класса и отдельных групп, учеников класса. 3.Планирование воспитательной работы- составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4.Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности, в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний).

5.Организация работы с родителями учащихся.

6.Систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

7.Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.    

    Практический каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, так как иногда отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной деятельности членов классного коллектива.Сначала классному руководителю необходимо определить вид или направление совместной деятельности.может стать приоритетным в жизнедеятельности класса.    

    Выбор приоритетного направления зависит, прежде всего, от  интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя. Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера формирующихся отношений между членами классного сообщества (3, стр. 79).  Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Желательно, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка.    

    Образ класса не будет полным без представления о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роле в школьной общности. Формируя образ класса, классный руководитель предусматривает участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из класса одной параллели, в работе с младшими и старшими школьниками. На наш взгляд, правильно поступают те классные руководители, которые стараются найти друзей класса в ближайшем социальном окружении. Ими могут быть родители, бабушки и дедушки, руководители кружков, клубов, секций, народные умельцы, ветераны войны и труда.   

    Друзьями классных коллективов могут быть разные люди, отличающиеся по возрасту, характеру, профессии, политическим воззрениям, но схожие по двум очень важным качествам. Во-первых, они чем-то (своим увлечением, жизненным опытом, талантом) интересны учащимся,  во-вторых, они проявляют желание быть полезными детям. Такая позиция взрослых вызывает адекватную реакцию со стороны учащихся, которые также пытаются стать нужными для окружающих.     Образ класса должен отображать необходимое, возможное и желаемое состояние воспитательного процесса. Необходимое – это то состояние, которое моделируется на основе учета объективных закономерностей, тенденций развития процесса воспитания учащихся данного класса; возможное – это то состояние, которое проектируется в соответствии  с реальными условиями функционирования и зоной ближайшего развития классного коллектива, выявленной в ходе аналитической деятельности педагога; желаемое – это то, состояние, которое создается в модельных представлениях, формирующихся на базе субъективных предпочтений, желаний и интересов педагога и воспитанников. Только при наличии такого сформированного образа класса у классного руководителя можно делать коллективное планирование (2) Выявление способностей ребенка, понимание мотивов его поведения делают возможность предвидеть его реакцию в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу в классе более рациональной  и экономной.    

    Для этого необходимо проводить диагностику по следующим направлениям:

- общие сведения; - способности; - темперамент;  - тип личности в общении; - успешность в деятельности; - уровень воспитанности.   Формы диагностики: - анкетирование; - тестирование; - наблюдение; - беседы.   Материалы диагностики 1 А класса (в классе 23 учащихся):   - щедрость- 19 - учтивость- 23 - стыдливость- 22 - лживость – 3 - совестливость- 23 - долг- 8 - обаяние- 11 - вежливость- 29 - порядочность- 26 - презрение к труду- 0 - любовь к музыке, танцам- 15 - любовь к спорту- 9   Эффективность воспитания ребенка зависит от того, как взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации работы школы и семьи играют классные руководители. Именно от  них зависит, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.     В основе сотруднического взаимодействия семьи и класса должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, принцип терпения терпимости по отношению друг к другу (5)   

    Формы работы:

1.Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с учеником. Педагог беседует с родителями о его характере, отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.

2.Переписка с родителями - письменная форма, в которой доводятся сведения родителям об успехах их детей. Допускается извещение родителей о совместной деятельности в школе, поздравление с праздником, пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения. 3.Родительское собрание – форма анализа, которая характеризует опыт воспитания. На классных родительских собраниях обсуждаются задачи учебно- воспитательной работы класса, намечаются пути сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги.

4.Совместные досуговые мероприятия. В нашем классе родители – частые гости и на внеклассных, и спортивных мероприятиях. Формы досуга – соревнования, подготовка концертов, спектаклей, конкурсов, КВН, оформление уголков.

5.Университет педагогических знаний – это форма педагогического просвещения родителей. Он вооружает знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с аспектами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способ контактов родителей с общественностью.

6.Лекция – это форма психолого-педагогической деятельности, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, составить план  с указанием основных идей, мыслей, фактов. Необходимое условие лекций- опора на опыт семейного общения. Тематика лекций должна быть разнообразной.

7.Конференция – форма педагогического просвещения родителей; расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании. Конференции требуют тщательной подготовки, к ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг и номера художественной самодеятельности.

8.Практикум – это форма выработки у родителей педагогических подходов к воспитанию детей, эффективному решению возникающих вопросов. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях у родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию.

9.Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления с новыми программами по предметам, методикой преподавания. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время. В этот день проводятся уроки в нетрадиционной форме, чтобы показать свое мастерство, раскрыть способность детей. Актуально проводить коллективный анализ, отмечать достижения, результаты познавательной деятельности.

0.Педагогическая дискуссия – одна из  форм повышения педагогической культуры, которая позволяет вовлечь всех присутствующих на обсуждение поставленных проблем. Необходимо заранее установить регламент выступления, предлагать аргументировать свои позиции, подвести итоги, сделать выводы.

11.Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности.  

12.Индивидуальные тематические консультации.    

   Консультации полезны как для родителей, так и для учителя. Родители получают представления о школьных делах и поведении ребенка, учитель - необходимые ему сведения для глубокого понимания  ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно,  придут к относительно конкретным формам общения. Классный руководитель направляет свои усилия на сбор  и систематизацию информации о воспитательном процессе, анализ и оценку результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных моментов в жизнедеятельности класса и воспитании учащихся, определение проблем и противоречий в воспитательном процессе, составление прогноза развития воспитательной системы класса, формирование выводов и предложений по совершенствованию и обновлению учебно- воспитательного процесса в классном сообществе.    

    На рефлексивном этапе классный руководитель оценивает проведенную аналитическую деятельность на основе форм и методов своей работы, устраняет фактические и стилистические неточности, вносит в них необходимые коррективы. В качестве результата видится технологично построенная система работы классного руководителя, в которой возможно использование эффективных воспитательных технологий.                                       Литература.    

1.      Л. В. Строганова. Классные часы, беседы для младших школьников. Москва, 2007

2.      М. Б.Пильдес, Н.А.Шапиро. Советы классному руководителю,

3.      Начальная школа до и после, Москва, 2003, №4

4.      О.С.Гребенюк. Общая педагогика, Калининград, 1996

5.      С. В. Кульневич. Т. П. Лакоценина .Воспитательная работа в современной школе. Воронеж, 2006 Санкт-Петербург, 2003, №56

Категория: Мои статьи | Добавил: nina (11.04.2010)
Просмотров: 1214 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
  • сайт Правительства России
  • сайт Государственной Думы
  • сайт Совета Федерации
  • сайт Министерства образования и науки РФ
  • сайт Министерства образования , науки и молодёжной политики Забайкальского края
  • Сайт комитета образования города Читы
  • Официальный сайт МБОУ "СОШ № 23"
  • ЗабКИПКРО
  • сайт ГНМЦ
  • сайт ФИПИ
  • сайт “Е-услуги.Образование»
  • сайт Резольвента
  • сайт СтатГрада
  • сайт КПМО
  • портал МРСО.РФ
  • сайт Методкабинет РФ
  • сайт Моё образование
  • сайт Дневник.РУ
  • сайт КЦОКО Забайкальский край
  • сайт городского портала
  • сайт инвестиционных и туристических ресурсов Читы
  • сайт Заб.краевой универсальной научной библиотеки им.А.С.Пушкина
  • сайт Администрации городского округа «Город Чита»
  • сайт Консультант плюс – надёжная правовая поддержка
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • В помощь директору
  • портал Менеджер образования
  • портал Госзакупок
  • Официальный сайт РФ для размещения информации об учреждениях
  • Региональный портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края
  • В помощь учителю
  • Ресурсы на федеральном портале "Российское образование"
  • Российский общеобразовательный портал
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Pedsovet.su
  • сайт Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
  • Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
  • Pedsovet.org
  • Портал готовых презентаций
  • Погода в Чите
    Гороскоп

    Copyright MyCorp © 2024