Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 21:34

МБОУ "СОШ № 23"

Меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Причины нравственной деформации школьника, отклонений в его поведении, пути воспитания и социализации такой личности

                 Нравственная деформация  формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушения взаимосвязей с микросредой. Рассмотрим наиболее существенные причины формирования детей с отклоняющимся поведением.

    1.     Неблагоприятные условия семейного воспитания: - асоциальное поведение родителей, недостаточное внимание и любовь со стороны родителей, гиперопека, черезмерное удовлетворение потребностей ребенка, чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

    2. Недостатки в учебно – воспитательной работе школы: - стрессогенные технологии проведения уроков и оценивание знаний учащихся, негативные установки  в отношении отдельных учащихся, низкий профессиональный уровень учителя, недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска, использование в работе с трудными школьниками мер негативного стимулирования (порицаний, выговоров и т.д.).

    3. Отрицательное влияние стихийно-группового общения. Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных.  Но следует учесть, что причинами отклоняющегося поведения может стать наследственный и биологический фактор, например, у подростков появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им. Зачастую трудности подростков в общении с окружающими возникают из-за акцентуации характера, в психологии так называют крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усиленны. Это приводит к повышенной уязвимости и неконструктивным формам реагирования в некоторых ситуациях. Подростковые акцентуации, как правило, постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных факторах они закрепляются и становятся особенностью характера взрослого человека. Педагогам  и родителям важно своевременно обнаруживать и устранять те обстоятельства, которые могут привести к усилению акцентуаций и формированию проблемного подростка. В нашей школе для ранней диагностики отклоняющегося поведения применятся карта наблюдений, которую один раз в четверть заполняют классные руководители и социальный педагог. Карта наблюдений представляет собой таблицу с разделами:  учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками,  с взрослыми, проведение свободного времени, отношение  к труду, поведение и поступки. В карте отражается как часто, иногда или вовсе не наблюдаются какие – либо отрицательные стороны поведения ребенка. Анализ такой карты позволяет осуществлять раннюю диагностику детей группы риска.               Исследуя пути воспитания и социализации трудного подростка, можно выделить следующие.

1.     Планирование работы с такими детьми.

2.     Вовлечение проблемных учащихся в различные виды положительной деятельности.

3.     Изменение личных отношений педагогов и проблемных детей.

4.     Изменение условий семейного воспитания там, где это необходимо, где это возможно.  

    А теперь более подробно из перечисленных выше пунктов. Анализируя разные формы планирования работы с детьми группы риска,  мы выделили два аспекта: мероприятия,  рассчитанные на всех трудных учеников школы; индивидуальная работа с каждым из таких школьников.  Большую помощь здесь оказывают координационный план работы с детьми группы риска, потому что в нем представлено распределение обязанностей между педагогическими работниками школы и указаны мероприятия со всеми участниками учебно – воспитательного процесса: учениками, родителями, педагогическим коллективом.  План индивидуальной работы с каждым из школьников составляется таким образом, чтобы получить ответ на три ответа: что нужно устранить, как это устранить, кому и что надо делать.                 

    Следующий путь в воспитании и социализации проблемных детей – это вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности.  В нашей школе по мере возможностей создаются условия,  которые расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно. В школе действует детское объединение «Радуга», организуется семейный досуг, имеются различные кружки, осуществляются досуговые программы, различные социальные проекты. Все это мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения у детей.               Такой же эффект имеет и развитие школьного самоуправления. Детское самоуправление делает школьное пространство «своим» и не провоцирует отклонение поведения от норм.  Социальные проекты включают школьников в социально ориентированное творчество,  направлены  на развитие их гражданской ответственности перед окружающим миром.              

     Большое значение для профилактики девиантного поведения и для работы с проблемными детьми имеет изменение характера  отношений «педагог-ребенок»,  для этого от педагога требуется умение слушать и слышать ребенка. Ведь последнему бывает необычайно трудно поделится с взрослым своими настоящими проблемами, приоткрыть свой внутренний мир. Педагоги должны помнить, что трудно самому ребенку. Принять его таким, какой он есть, тактично выяснить проблему ребенка, сочувствовать ему, иногда ставить себя на его место, искренне желать помочь трудному ребенку, снисходительно относиться к отдельным возрастным особенностям его характера – это неполный перечень советов который мы настоятельно рекомендуем всем педагогам школы при выстраивании отношений со всеми детьми.          

    Четвертый путь в воспитании проблемных детей – это изменение условий семейного воспитания. Педагогам мы всегда рекомендуем поддерживать доброжелательный характер в отношении с родителями детей группы риска. Часто такие родители – отчаявшиеся, растерянные люди, поэтому если им предъявлять  претензии в грубой форме, пропасть между семьей и школой только углубится, даже в неблагополучных  родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное здесь – тактичность, доброжелательность, терпение. Реальную возможность помочь ребенку предлагают нам новосибирские психологи в публикации «Чтобы ребенок не вырос подранком», они называют это «дорогой в четырнадцать шагов», которую могут использовать учителя, классные руководители, социальные педагоги в своей работе и учить этому родителей. Памятка для родителей « Дорогой в четырнадцать шагов».

1.  Сохраняйте спокойствие и достоинство.

2.  Разберитесь в ситуации.

3. Сохраните доверие ребенка к себе. Поговорите со своим ребенком на равных. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать,  но и слышать. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор – воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных  в прошлом ошибках.

4.  Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком.

5. Измените свое отношение к ребенку. Случившееся должно доставить вас понять, что ваш ребенок – уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.

6. Не позволяйте собой манипулировать. Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить собой, чтобы вы его спасли и исполнили желание подростка.  

7. Не исправляйте  за ребенка его ошибки. Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности, делают его безответственным и не пригодным к жизни в обществе.  

8. Меньше говорите, а больше делайте. Нравоучительные беседы с угрозами, с обещаниями «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу очень вредны для ребенка, потому что вы не выполняете ни одно из своих страшных обещаний. Он легко обещает исправиться, но не собирается  ничего выполнять. Он давно перестал верить в реальность ваших угроз. Более управляемым и послушным ребенок будет тогда, когда вы выполняете благоразумные наказания, которые обещаете.

9.  Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком. Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив его в том, что эта помощь необходима и вам и ему.  

10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.  

11. Не пускайте процесс на самотек. Самостоятельные шаги ребенка к исправлению необходимо морально поддерживать.  

12. Восстановите доверие к ребенку. В первую очередь прекратите обсуждать,  уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

13. Установите разумные границы контроля. Не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля – это не поможет, но травмирует его.  

14. Помогайте изменить жизнь ребенка к лучшему. Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Поощряйте его увлечения, интересы. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.                

      В заключении можно сделать выводы о том, что очень важную роль в воспитании и социализации трудных подростков играет, именно школа, ее педагоги, которые искренне желают помочь ребенку преодолеть трудности в его жизни, помогают в становлении  характера, направляют в нужное русло  деятельность подростка, прощают ему невольные ошибки, сопереживают с ним  неудачи и успехи.      Ресурсы школы по профилактике  девиантного поведения детей огромны, не всегда они используются в полной мере, поэтому одна из важных задач для педагогического коллектива школы – это искать новые пути и формы для совершенствования работы с проблемными детьми, их социализации в этом современном и непредсказуемом мире.  

Категория: Мои статьи | Добавил: nina (10.04.2010)
Просмотров: 2159 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
  • сайт Правительства России
  • сайт Государственной Думы
  • сайт Совета Федерации
  • сайт Министерства образования и науки РФ
  • сайт Министерства образования , науки и молодёжной политики Забайкальского края
  • Сайт комитета образования города Читы
  • Официальный сайт МБОУ "СОШ № 23"
  • ЗабКИПКРО
  • сайт ГНМЦ
  • сайт ФИПИ
  • сайт “Е-услуги.Образование»
  • сайт Резольвента
  • сайт СтатГрада
  • сайт КПМО
  • портал МРСО.РФ
  • сайт Методкабинет РФ
  • сайт Моё образование
  • сайт Дневник.РУ
  • сайт КЦОКО Забайкальский край
  • сайт городского портала
  • сайт инвестиционных и туристических ресурсов Читы
  • сайт Заб.краевой универсальной научной библиотеки им.А.С.Пушкина
  • сайт Администрации городского округа «Город Чита»
  • сайт Консультант плюс – надёжная правовая поддержка
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • В помощь директору
  • портал Менеджер образования
  • портал Госзакупок
  • Официальный сайт РФ для размещения информации об учреждениях
  • Региональный портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края
  • В помощь учителю
  • Ресурсы на федеральном портале "Российское образование"
  • Российский общеобразовательный портал
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Pedsovet.su
  • сайт Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
  • Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
  • Pedsovet.org
  • Портал готовых презентаций
  • Погода в Чите
    Гороскоп

    Copyright MyCorp © 2024